В воскресение весь православный мир празднует светлый праздник Троицы. В народе Троицкую неделю именовали зелеными святками.
Троица – очень красивый праздник. Дома и храмы украшают ветками, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь.
Троицу отмечают на пятидесятый день после Пасхи, поэтому иногда этот праздник называют Пятидесятницей. Отмечать Троицу начали с IV века, когда на II Константинопольском соборе был окончательно утвержден догмат о Троице: единый Бог существует в трех лицах – Бога-Отца, Бога-Сына и Бога – Духа Святого.
Проводили Троицу на воздухе, в лесу, в общем, на природе. Гуляния были веселыми шумными. С утра пекли каравай и созывали гостей, одаривая их венками из трав. В народной традиции Троицкие гуляния напрямую были связаны со свадебными обрядами, а то числе с выбором себе пары, поэтому были чрезвычайно популярны среди молодежи.
Последние три дня перед Троицей называли Клечальной или Русальной неделей, а первые три дня после нее – Зелеными праздниками. Наши предки называли это время торжеством весны на пороге лета.
Большинство народных поверий связано с русалками, а четверг перед Троицой – считался русалочьей Пасхой. По народным поверьям, на свою Пасху русалки выходили из воды и смотрели, почитают ли их люди. Если кто-нибудь работал, то они могли наслать беду на посевы. В четверг на меже своего поля глава семьи оставлял для русалок краюхи хлеба, а хозяйки ставили на подоконник горячий каравай, чтобы русалки могли насытиться его запахом.
В Киевской Руси в Русальный четверг на восходе солнца девушки шли на ржаное поле, взяв с собой хлеб, выпеченный из ржаной муки и освященной воды. В поле девушки делили каравай поровну, потом каждая направлялась к отцовской меже и оставляла там кусочек хлеба для мавки: чтобы рожь родила. На Полтавщине в этот день девчата тайно относили в лес венки для мавок, чтобы те им женихов наслали.
На Троицу существует обычай украшать дом ветками и аиром. С этим связано несколько старинных земледельческих обрядов: на Зеленые праздники, как правило, цветет рожь. Чтобы собрать хороший урожай, нужно было защититься от злых духов. От них и прятались, укрывшись зелеными ветками. Накануне Святой Троицы молодицы, девушки и дети шли в рощу и на луг, чтобы собрать побольше душистых трав: чабреца, полыни, папоротника, любистка и, конечно же, аира. Вечером вся семья украшала дом ветками клена, липы, ясеня, березы, ольхи или тополя.
Ломать вербу категорически запрещалось, ведь это дерево уже заплатило дань Богу и людям на Вербное воскресенье. Кроме комнат, озеленяли двери, ставни, заборы и загоны для скота. Молодые деревья и ветки, срубленные в этот день, называли "клечанням". Отсюда и название недели – Клечальная.
Не украсить дом было большим грехом. Предки верили, что на Троицу души умерших родственников прилетают к живым и прячутся в ветках. Все внимание уделялось дверям, стенам домов и ставням – их густо закрывали липовыми ветками.
Полы в доме устилали травами: аиром, чабрецом, полынью и любистком. За иконы клали васильки и мяту. Перед образами зажигали свечку или лампадку. В Клечальную субботу существовал обычай плести венки, свитый из живых цветов венок, по народному поверью, имел силу оберега.
В Дедову субботу святили в церкви молоко, сыр, калачи и несли гостинцы на кладбище. В Украине с давних времен был обычай поминать умерших в канун больших религиозных праздников. Троица не исключение. Предки верили, что, когда цветет рожь, мертвецы просыпаются. Чтобы в это время не произошло ничего дурного, люди просили помощи у умерших родственников. В благодарность за защиту полагалось в Клечальную субботу (еще ее называли Дедовой) справить на могилах обед-тризну.
С утра люди празднично одевались и шли в церковь. Особенно нарядными были девчата – традиционные белые сорочки, бусы и ленты они дополняли венками из цветов и ароматных трав. Кроме того, каждая девушка несла в руках букетик из полыни, барвинка или любистка.
На Троицу церкви также украшали травами и зелеными ветками. Делалось это в честь того, что Святой Дух дал жизнь всему, сотворенному Богом. Этот обычай был позаимствован у иудеев. Так, в Украине еще в позапрошлом веке люди несли в церковь травы. В середину букета православные ставили тройную свечу, которая должна была гореть во время всей службы. Огарок не выбрасывали, а сохраняли. Его давали в руки умирающему, чтобы облегчить страдания. Ароматные зеленые травы использовали как обереги.
После обедни все собирались возле церкви, у вкопанного в землю высокого деревянного шеста. Шест обязательно украшали ветками и цветами.
Традиционно в этот день готовились блюда из яиц, молочных продуктов и трав: салат из молодой капусты, салат из листьев одуванчика, яйца, рубленные с чесноком, драчены и омлеты с зеленью, кутью и коливо (для поминального обеда), гречаники, тушеную рыбу и курицу, запеченное мясо, разные блины и налистники, пироги и караваи, украшенные пряными травами. Из напитков популярными были кисели и узвары.
Праздник Троицы: обычаи, связанные с судьбой
Одним из самых необычных обрядов можно назвать обряд завивания венков из березы. Для этого концы веток берез загибались в дугу, образуя таким образом зеленую арку. После это девушки парами должны были пройти под ней и "покумоваться". Завивая березу, они загадывали желания, которые чаще всего были связаны с любимым человеком и свадьбой.
Еще одним обычаем, связанным с гаданиями на судьбу и суженого было пускание на воду венков. Чаще всего их делали из цветов и растений, украшали лентами и рушниками. Затем девушки и незамужние женщины шли к реке и пускали венки на воду. В это время они загадывали о будущем: утонет – к смерти или измене, куда поплывет – в той стороне будет жених, сойдется с другим венком – вскоре выйдешь замуж.
Счастливой Троицы!
Источник размещения: Официальный информационный портал города Тимашевска и Тимашевского района "В Тимашевске ру" - vtimashevske.ru