Госдума разрешила девятиклассникам сдавать два экзамена вместо четырех
Госдума разрешила девятиклассникам сдавать только два предмета вместо четырех для получения аттестата и поступления в колледжи. Те, кто хочет учиться дальше в десятом классе и готовиться к вузу, как и прежде, должны сдавать четыре экзамена. Если хотя бы один из них не будет сдан, в десятый класс не примут. Пока эксперимент проводится только в Москве, Санкт-Петербурге и Липецкой области, но в случае успеха может быть расширен. Профессор НИУ ВШЭ Даниил Александров считает, что снижение числа экзаменов не означает снижение уровня образования в стране и не превращает качественное образование в привилегию для богатых.
Редакция
16 мая 2025 14:49
Среднее профессиональное образование уже давно востребовано на рынке труда. Это связано с тем, что количество рабочих мест в промышленности растет, а интерес к высшему образованию снижается. Например, сварщик может получать больше, чем преподаватель вуза, и для этого не нужно учиться десять лет. Люди начинают понимать, что быстрее и выгоднее получить профессиональное образование, чем тратить годы на вуз.
Считается, что минимизация экзаменов — это сигнал, что учиться необязательно, и что это приведет к «поглупению» нации. Однако многие колледжи сегодня — современные и качественные учреждения, поддерживаемые промышленностью. В отличие от вузов, где часто процветает коррупция и формальный подход, в колледжах ценят реальные профессиональные навыки. Например, никто не сможет "подставить" другого человека, чтобы он вместо него варил трубы. Это формирует честное отношение к труду и учебе.
В колледжах зачастую выше мотивация, чем у студентов слабых вузов. Учащиеся понимают, зачем они учатся, какую профессию получат, и как применят ее. Желание стать хорошим специалистом — парикмахером, автомехаником или электриком — ничем не хуже стремления стать ученым или инженером. Плохое высшее образование, напротив, способствует обману, имитации и снижению общего уровня знаний.
Даже несмотря на дефицит квалифицированных рабочих кадров, престиж таких профессий остается низким. Это связано с тем, что в России по-прежнему ценится именно высшее образование, и даже для работы, не требующей диплома, его часто требуют. В результате люди с дипломами экономистов или юристов работают в продажах или логистике — и это называется «работой по специальности», хотя на самом деле это не так.
В советское время высшее образование было гарантией хорошей и «чистой» работы, поэтому его массово стремились получить. В 1990-е число студентов резко выросло, преподавателей не хватало, качество подготовки упало. Лучшие преподаватели ушли из вузов в бизнес и банки, что еще больше ослабило систему. При этом возникла коррупция — за поступление и оценки платили деньги. Вузы, которые могли бы готовить квалифицированные кадры, стали формальными учреждениями, дающими диплом за деньги.
Рост числа студентов без роста качества преподавания привел к инфляции высшего образования. Диплом стал формальностью. Множество людей работают на должностях, не требующих их квалификации. Это явление называли эффектом домкрата — систему подняли, но назад она уже не опускается. Сейчас, возможно, мы наблюдаем попытку вернуть баланс.
Государство не отказывается от высшего образования, а упрощает путь для тех, кто хочет быстрее получить профессию. Это не значит, что путь в вуз закрыт — после колледжа можно поступить, если есть желание. Но наличие хорошей специальности уже снижает риски — ребенок с дипломом колледжа может начать работать или продолжить обучение позже.
Да, статистически у людей с высшим образованием доход выше на 15–20%, но это не только заслуга учебы. Большое значение имеет социальное происхождение. Родители с образованием и привычками к учебе передают эти навыки детям. Дети таких родителей чаще поступают в вузы, потому что с ранних лет у них развиты саморегуляция, мотивация и умение учиться.
Мотивация, навыки планирования и образовательные ресурсы семьи — вот что влияет на успех. Там, где дома есть книги, родители помогают с учебой и умеют объяснять, дети успешнее. Даже наличие репетиторов играет роль — те, кто получают помощь с самого детства, лучше справляются с учебной программой. А если ребенку с дислексией не помогли вовремя, он теряет мотивацию и уверенность.
Экономист Джеймс Хекман доказал: вложения в раннее развитие детей эффективнее, чем в университеты. В России же — обратная ситуация: деньги идут в элитные вузы, а детские сады остаются недофинансированы. И это действительно ведет к «поглупению».
Даже если семья может позволить платное обучение, дети из таких семей часто поступают на бюджет, потому что лучше подготовлены. И это, в свою очередь, усиливает неравенство. С ним можно бороться, расширяя доступ к дополнительному образованию именно в бедных районах. Ранний старт — кружки, секции, логопеды — дает детям шанс догнать и перегнать сверстников, чьи родители образованнее и обеспеченнее.
Социальное происхождение определяет выбор вуза и профессии. Большинство детей просто не знают о существовании лучших вузов или возможностей. В маленьких городах и деревнях дети часто называют ближайшие колледжи и МГУ как единственные известные вузы. И только редкие исключения, благодаря таланту и случаю, выходят за пределы круга.
Бывает, что дети из рабочих семей сами тянутся к знаниям. Такие дети способны учиться в любой гимназии и поступать в лучшие вузы. Но система должна помогать им — иначе они остаются исключением, а не правилом.
Постоянная ссылка: https://timashevsk.ru/news/gosduma-razreshila-devyatiklassnikam-sdavat-dva-ehkzamena-vmesto-chetyrekh/

