Журналисты «Известий» назвали главную причину большинства трагедий в российских ТРЦ. По их мнению -это патологическая жадность хозяев торговых точек.
Журналисты «Известий» назвали главную причину большинства трагедий в российских ТРЦ. По их мнению -это патологическая жадность хозяев торговых точек.
На сайте газеты «Известия» появился материал, в котором рассказывается, как в России владельцы торгово-развлекательных центров экономят на безопасности посетителей.
Большинство торговых центров строятся по единому принципу: расположение магазинов, точек общепита и развлекательных центров, даже музыка и освещение — всё рассчитано до мелочей. Задача маркетологов — в том, чтобы человек провел в стенах ТЦ как можно больше времени. Ориентироваться в торговых центрах подчас непросто — в этом и состоит задумка: чем дольше посетители блуждают в поисках того, что им было изначально нужно, тем выше шанс, что они потратят больше денег на импульсивные покупки.
Например, кинотеатры почти всегда располагаются на верхних этажах, чтобы посетители по дороге в кино заглянули в магазины. Под развлекательную зону в крупных центрах отводится целый этаж, как правило, последний. Нужно это для того, чтобы усилить привлекательность второго и последующих этажей, где находятся торговые точки. Эскалаторы располагаются как можно дальше друг от друга, чтобы максимально удлинить путь до следующего этажа.
В итоге путь от первого этажа до последнего скорее напоминает круговой лабиринт, а у посетителей нет возможности попасть от входа до кинотеатра напрямую.
Торговые лабиринты придуманы создателем первого молла Виктором Грюном еще в 1950-х годах. Но с тех пор этот психологический прием не потерял своей эффективности. У человека, слегка дезориентированного в пространстве, снижается скорость передвижения, а заодно срабатывает бессознательная реакция — он забывает, ради чего пришел в торговый центр. Недорогие точки общепита в торговых центрах строятся таким образом, чтобы столы располагались как можно ближе друг к другу. Делается это не из-за экономии пространства, а чтобы посетители не засиживались и, закончив с обедом, возвращались к покупкам.
Если в торговых комплексах случается пожар, то после того, как сработала сигнализация, в здании отключается система подачи воздуха и начинает работать система дымоудаления: воздухозаборные зонты откачивают дым и выводят его из здания. По закону все эти технические устройства должны быть вмонтированы в каждом без исключения торговом и бизнес-центре, любом месте, где число посетителей превышает 50 человек.
Кроме того, согласно нормам, помещения торгово-развлекательных центров должны обрабатываться химическими составами, которые предотвращают горение, а залы и сцены изготовлены из трудновоспламеняющихся материалов.
Но в России на пожарной безопасности собственники пытаются сэкономить и отказываются от дополнительных затрат еще на этапе проектирования.
«Устанавливают только необходимый минимум для прохождения главгосэкспертизы, а потом дают совершенно другую противопожарную нагрузку. Хотя по всем нормам собственник помещения обязан уведомить все структуры об изменении планировки. Очень часто здания строятся под одну планировку, а потом образуются лабиринты из магазинчиков и ларьков. От первоначального плана эвакуации остается только бумага, которая никого ни к чему не обязывает. Если под перепланировку проводить новый план эвакуации — это дополнительные расходы», — объясняет руководитель проектов систем безопасности Сергей Победоносцев.
На бумаге число посетителей торгового центра закладывается в очень приблизительных числах. Реальные могут быть в десятки раз выше. Но противопожарная нагрузка и проходимость объекта строятся именно на приблизительных расчетах.
Еще одна статья экономии — на этапе обслуживания систем безопасности. В идеале каждый торговый центр должен проходить техобслуживание по трем регламентам: ежемесячно, ежеквартально и дважды в год проводить противопожарные учения. Но инвесторы и застройщики не заинтересованы в том, чтобы терять прибыль из-за перерывов.
Не стоит исключать и человеческий фактор: охранники, которые работают в ТЦ, не обучены поведению в чрезвычайных ситуациях. Они выполняют функции сторожа и зачастую работают без лицензий. В первую очередь они будут спасать собственные жизни, а не тех, кто находится в опасности.
Так, по предварительным данным следствия, сотрудник ЧОПа в кемеровском ТРК собственноручно отключил систему оповещения, сработавшую автоматически.
Еще несколько лет назад контроль за противопожарным состоянием был более пристальным. Но такое внимание к бизнесу со стороны контролирующих структур было расценено как коррупционный фактор.
Если раньше инспектор имел право прийти с проверкой в любое время и при наличии нарушений закрыть объект на срок до 90 дней, то теперь под личиной «давления на малый бизнес» их полномочия значительно сократили.
«В результате у нас почти не осталось сотрудников, которые бы следили за противопожарным состоянием объектов», — говорится в заключении материала.
Постоянная ссылка: https://timashevsk.ru/news/kak-vladelcy-trc-v-rossii-ekonomyat-na-bezopasnosti-posetiteley/