Президент России Владимир Путин и турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган два часа беседовали в "узком формате", передает РИА Новости. После этого главы государств продолжили диалог в расширенном составе. К ним присоединились несколько высокопоставленных чиновников, в том числе глава МИД России Сергей Лавров и его турецкий коллега Мевлют Чавушоглу.
Приоритетами в отношениях Москвы и Анкары остаются туризм, энергетика и двусторонняя торговля
Россия постепенно отменит санкции в отношении турецких компаний и возобновит чартерные рейсы в ближневосточную страну. В благодарность за это власти Турции ускорят реализацию проекта "Турецкий поток". Две страны готовы оставить в прошлом все недавние размолвки и возобновить сотрудничество на должном уровне. Таковы итоги встречи президентов РФ и Турции Владимира Путина и Реджепа Эрдогана, прошедшей 9 августа в Санкт-Петербурге.
Переговоры двух лидеров стали их первой очной встречей с момента обострения конфликта между РФ и Турцией осенью прошлого года. Поводом к заморозке отношений стал сбитый турецкими ВВС российский бомбардировщик. В июне турецкий президент принес официальные извинения России, после чего страны сперва на уровне правительств, а затем и на уровне глав государств взялись за восстановление прежнего взаимодействия. В июле представители министерств двух стран обозначили основные направления совместной работы: транспорт, энергетика, туризм, - но никаких конкретных договоренностей достигнуто не было. Все важные вопросы решили отложить до встречи Путина и Эрдогана.
Долгожданная встреча прошла в Константиновском дворце. Президенты пожали друг другу руки и после небольшой протокольной части уединились на два часа для разговора с глазу на глаз. Затем состоялись переговоры в расширенном составе, после которых лидеры двух стран дали пресс-конференцию. В начале переговоров Путин и Эрдоган произнесли дежурные слова о важности восстановления отношений между странами. Как именно будет проходить это восстановление, стало известно из беседы президентов с журналистами после переговоров.
Один из самых горячих для обеих сторон вопросов - восстановление полноценного авиасообщения. С конца июня между РФ и Турцией летают регулярные рейсы, но отсутствие чартеров создает огромные проблемы как российским туристам, так и турецким отельерам. По данным Ассоциации туроператоров России, число россиян, посетивших Анталью в июле 2016 года, упало в 57 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - вместо 573 тыс. человек всего 10 тысяч. Соответственно, доходы турагентств и отелей также уменьшились в десятки раз.
Владимир Путин дал обнадеживающий прогноз: чартерные рейсы между странами возобновятся в самое ближайшее время, решение этого вопроса - "дело техники". При этом конкретных дат глава государства не назвал. В июле Минтранс подготовил и передал в правительство все необходимые документы для возобновления полетов, но пока что отмашку авиакомпаниям не давали. Стороны коснулись еще одной проблемы, с которой сталкиваются путешествующие турки и россияне, - визовых ограничений. Российский лидер подчеркнул важность ее решения для разблокировки "вопросов экономического взаимодействия", однако никаких сроков вновь установлено не было.
Масштабные инфраструктурные проекты стали темой номер два. Давным-давно положенные под сукно первая турецкая атомная электростанция "Аккую" и газопровод "Турецкий поток" возвращены к жизни. Путин и Эрдоган однозначно заявили, что станция и труба будут построены. Российская сторона готова включиться в работу: турки дают необходимые гарантии. По словам Эрдогана, АЭС "Аккую" станет приоритетным проектом, что позволит российским строителям быстрее получать необходимые лицензии. Станция из четырех блоков мощностью 4,8 ГВт оценивается в $22 млрд - это самый большой контракт в портфеле "Росатома". Первый блок планируется ввести в эксплуатацию в 2022 году.
Что касается "Турецкого потока" - президент ближневосточной страны обязался ускорить реализацию и этого проекта. Оказывается, турки в период охлаждения отношений не сидели сложа руки. Путин похвалил их за это. "Надо отдать должное нашим турецким коллегам: в отличие от проекта "Южный поток", за предыдущее время, даже несмотря на кризис наших отношений, турецкая сторона работала, и основные разрешения и вопросы, связанные с "Турецким потоком", уже оформлены и получены", - сказал российский лидер.
Газ из новой трубы, которая будет проложена по дну Черного моря, достанется не только турецким потребителям (их нужды на сегодня составляют 28 млрд кубометров в год), но и пойдет дальше в Европу. Глава Минэнерго РФ Александр Новак указал на то, что "Газпром" уже начал необходимые переговоры с турками. Пока что речь идет только об одной нитке. Если все пойдет по плану, ее строительство завершится не раньше второй половины 2019 года. По словам Новака, о строительстве второй ветки не может быть и речи без гарантий со стороны ЕС. Министр также предупредил Турцию, что совместное строительство трубопровода не означает, что Россия готова обсуждать скидку на газ: нынешняя цена и так конкурентоспособная.
Обе стороны не скрывают желания выйти на докризисный уровень экономического сотрудничества и даже превысить его. Ради этого Россия готова снять ограничительные меры в отношении турецкого бизнеса, наложенные в ноябре прошлого года. Больше всего этого ждут поставщики сельскохозяйственной продукции (Россельнознадзор готов по первому зову лететь в Турцию с инспекционным визитом) и строительные фирмы. И те, и другие до инцидента с Су-24 владели значительной долей российского рынка.
"Дорожная карта" сотрудничества будет прописана в специальной программе торгово-экономических, научно-технических и культурных связей на 2016-2019 годы, которую в скором времени примет российское правительство. По словам министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, этот документ будет готов к концу года. К этому же времени можно ожидать и полного снятия санкций с Турции, добавил чиновник.
Вразрез полному единодушию российского и турецкого руководства по хозяйственным вопросам идут политические разногласия. Камнем преткновения является Сирия. Президенты признали, что позиции Москвы и Анкары по этому вопросу совпадали далеко не всегда. Россия по-прежнему поддерживает режим Башара Асада, Турция выступает за его безоговорочную отставку. Однако, чтобы сирийские дебри не мешали развитию торгово-экономического сотрудничества, неприятную проблематику стороны решили пока что оставить на потом. "Мы договорились, что после вот этой части соберемся отдельно с министрами иностранных дел, с представителями специальных служб, обменяемся информацией и поищем решения", - сообщил Путин.
Желанием двух стран обойти стороной темы, способные обострить застарелый конфликт, вероятно, объясняется отсутствие в повестке дня вопроса о компенсации за сбитый бомбардировщик. Ранее в Кремле говорили, что эта проблема будет затронута на переговорах президентов. Но, по крайней мере, на расширенной части встречи тема не обсуждалась.
Источник:по материалам СМИ подготовил Официальный информационный портал города Тимашевска и Тимашевского района "В Тимашевске ру" - vtimashevske.ru.