Реформа платного образования в России
Вопрос качества образования на коммерческих местах в российских вузах становится все более актуальным и требует жесткой регулировки со стороны государства. В 2026 году вступят в силу новые правила набора студентов на платные программы. Эта задача была озвучена президентом Владимиром Путиным на заседании Совета по науке и образованию. Ожидается, что новые нормы будут озвучены не раньше января 2026 года. Уже в следующем году в приоритет будет поставлен набор студентов на STEM-специальности, а набор на направления вроде политологии, юриспруденции, экономики и менеджмента, скорее всего, будет сокращен.
Редакция
19 февраля 2025 16:52
Министерство образования и науки России не разделяет мнения о том, что система высшего образования находится в кризисе. Однако ведомство признает существующий дисбаланс между количеством абитуриентов на экономические и юридические специальности на коммерческой основе и реальными потребностями рынка труда. По данным министерства, из 4,5 миллионов студентов, 1,2 миллиона учатся на экономических и юридических направлениях, при этом 86% из них обучаются на платной основе.
Министерство подчеркнуло, что платное обучение должно быть ориентировано на решение задач, стоящих перед государством и обществом. В связи с этим рассматривается вопрос о предоставлении Минобрнауки России полномочий согласовывать планы по платному набору студентов в университеты, независимо от их ведомственной принадлежности.
Кроме того, правительство наблюдает за динамикой выдачи образовательных кредитов. Сегодня значительная часть таких кредитов предоставляется для обучения по экономическим и юридическим программам. Кабмин рассматривает возможность предоставления льготных образовательных кредитов, ставящих ставку в 3% только на те направления, которые считаются приоритетными, например, инженерные.
Реформа набора на платное обучение будет затронута не только государственными, но и частными вузами. Ожидается, что с 2026 года набор студентов будет осуществляться по новой модели, с изменениями как в уровнях образования, так и в сроках обучения.
Проблема низкого качества коммерческого образования заключается в высоком спросе на дипломы, а не на реальные знания. Это создает условия для появления программ, которые ориентированы на получение диплома без должной подготовки. Существуют случаи, когда стоимость таких образовательных программ значительно ниже средств, выделяемых государством на подготовку бюджетного студента. Такая ситуация ведет к ухудшению качества образования, так как вуз вынужден сокращать расходы, что сказывается как на качестве преподавателей, так и на инфраструктуре. В итоге страдают не только те студенты, которые пришли за дипломом, но и те, кто заинтересован в качественном образовании.
Ректор Сибирского федерального университета Максим Румянцев подчеркнул, что целью реформы является соответствие объема набора студентов возможностям университета. Количество обучающихся должно быть пропорционально числу преподавателей и материальной базе вуза, чтобы процесс обучения не превратился в профанацию.
Проректор по учебной работе Санкт-Петербургского государственного экономического университета Юлия Малевич отметила, что количество платных мест в государственных вузах, вероятно, останется на прежнем уровне или изменится незначительно. Однако количество мест на менее востребованных направлениях, таких как гуманитарные и экономические специальности, будет сокращено в пользу более приоритетных профессий, в частности, инженерных.
Вопрос о платном обучении касается не только самой стоимости, но и распределения образовательных ресурсов. Вузы должны заранее объявлять количество платных мест, чтобы иметь возможность планировать количество студентов и оптимизировать учебный процесс. В этой связи оптимизация набора также связана с ростом интереса к программам среднего профессионального образования, которые часто предлагают более практическую подготовку и имеют большую долю бюджетных мест.
Проблемы коммерческого образования в России особенно остро стоят на таких направлениях, как экономика и юриспруденция, где стоимость обучения не всегда соответствует качеству подготовки. Технические направления, в том числе IT, уже начали привлекать все больше студентов на платной основе, однако их доля в общем числе коммерческих студентов остается невысокой.
По мнению экспертов, одним из решений проблемы может стать повышение цен на платное обучение. Это позволит университетам улучшить качество образования и снизить спрос на учебу среди плохо подготовленных абитуриентов. Подобные меры могут также стимулировать вузы более ответственно подходить к планированию набора и эффективному использованию образовательных ресурсов.
Таким образом, в ближайшие годы российская система высшего образования претерпит существенные изменения. Ожидается, что государство примет меры по улучшению качества коммерческого образования, с фокусом на востребованные профессии и реальные потребности рынка труда.
Постоянная ссылка: https://timashevsk.ru/news/reforma-platnogo-obrazovaniya-v-rossii/

