Чтение сказок на ночь положительно влияет на мозг ребенка
Специалисты давно рекомендуют родителям читать детям сказки на ночь. Исследователи из Медицинского центра Детского госпиталя Цинциннати впервые доказали: это развивает у ребенка способность к обучению и области мозга, связанные с речью.
По словам ученых, дошкольный возраст является критическим периодом развития мозга. Поэтому очень важно не упустить момент, пишет The Daily Mail.
В исследовании приняли участие 19 здоровых детей в возрасте от 3 до 5 лет. 37% участников были выходцами из малообеспеченных семей. Родители добровольцев рассказали, часто ли они читали своим детям, какие книги выбирали для чтения, как они общались и играли с детьми. Затем специалисты просканировали мозг участников, пока те в наушниках слушали сказки.
Исследование показало: у детей, которым чаще читали дома, оказалась выше активность мозга в областях, связанных с семантической переработкой (способностью извлекать смысл из речи). Данные зоны мозга отвечают за речь и чтение. Результаты не изменились после того, как исследователи учли различия в уровне доходов семей участников. Корреляция осталась тесной.
От 2 до 3,5 лет
Что читать
В этот период ребёнок хорошо воспринимает большую часть классического детского репертуара: на смену «Теремку» и «Репке» приходят более длинные и содержательные истории, например «Три поросёнка» и «Красная Шапочка». Однако, несмотря на литературную всеядность, чадо порой демонстрирует завидное постоянство, требуя снова и снова читать ему определённую сказку. Не отказывайте детке в таких странных на первый взгляд просьбах. Дело в том, что, пытаясь переключить внимание ребёнка на другую сказку, взрослые мешают ему полностью усвоить содержание полюбившейся истории. Представьте, что вы прослушиваете учебный текст на иностранном языке. Первое, второе, пятое воспроизведение — и вот, наконец, становится понятно, что мистер Блэк не встречал мисс Уайт, а, наоборот, провожал её. С похожими языковыми трудностями сталкивается и ребёнок, который всего-то три года как изучает русский.
Как читать
Медленно и выразительно. Наделяя каждого героя «особым» голосом, вы облегчаете малышу восприятие текста. Кроме того, «чтение по ролям» позволяет передать характеры действующих лиц: только услышав «ваш» громкий лай, ребёнок поймёт, почему лиса испугалась собак.
Обращайте внимание на иллюстрации. Забудьте о том, что «показывать пальцем нехорошо», и тычьте им в картинки. А как иначе вы сможете объяснить малышу, что такое «хижина» или «кочерга»?
Избегайте сложных речевых оборотов. Не оспаривая талантов детских писателей, стоит заметить, что они не всегда учитывают особенности восприятия своей целевой аудитории. Длинные предложения лучше сокращать, а вместо непонятных словосочетаний вставлять знакомые.
Для неугомонного трёхлетки сказки выполняют функцию одного из главных источников информации о расстановке сил в нашем мире. Оказывается, волки едят зайцев, а зайцы любят капусту, которую выращивает мужик, называемый крестьянином. У крестьян же, в свою очередь, бывают красивые и уродливые дочки, умные и глупые сыновья, матерями которых часто являются сварливые бабы.
От 3,5 до 5 лет
Что читать
Атрибуты, относящиеся к полу ребёнка, приобретают для него всё большее значение, и этот процесс гендерного самопознания обязательно нужно учитывать при выборе книг. Малыш начинает отождествлять себя с персонажами своего пола, и если он не находит достойной фигуры для идентификации, то интерес к сказке быстро пропадает. Поэтому девочкам нужно читать про хитрых лисичек и принцесс, а мальчикам — о смелых зайцах и «войнушках». Этот возрастной период — время появления страхов, первых обид и конфликтов с ровесниками, поэтому сказки должны выполнять в первую очередь исцеляющую, психотерапевтическую функцию.
Допустим, если дочка перестала быть единственным ребёнком в семье, стоит сделать ей прививку от ревности вакциной из сказки «Гуси-лебеди». Если же наследник боится темноты, то ему имеет смысл прописать по две страницы «Краденого солнца» ежевечерне. Особую роль играют волшебные истории, создающие у ребёнка ощущение, что на свете не существует нерешаемых проблем и из любой ситуации можно найти выход. Если сказку читают родители, то малыш чувствует, что именно они помогают ему избавиться от обиды, зависти и других гнетущих эмоций, и его доверие к взрослым значительно укрепляется.
Как читать
Поскольку сказки стали длиннее, читайте их по частям. Не пугайтесь, если малыш интерпретирует содержание по-своему, — лучше попытайтесь разобраться, из-за чего это происходит. Почему дочка сокрушается из-за того, что Элли потеряла серебряные башмачки, и совсем не радуется возвращению героини домой? Не потому ли, что вчера в детском саду вредные мальчишки закопали в кадке с фикусом её чешки? Каким бы очевидным ни было сходство с недавними происшествиями, воздержитесь от комментариев, проводящих параллели между ними и сказочным сюжетом. Мышление малыша конкретно, и он способен уловить лишь созвучность своих переживаний и эмоций главного героя.
Терпеливо отвечайте на вопросы, даже самые абсурдные. Будучи сильно привязанным к маме и папе, ребёнок может не понимать, почему во многих сказках ничего не говорится о родителях главных персонажей — щенков, котят или птенцов. Какие трагические события привели к тому, что они самостоятельно разгуливают по улицам?
Если вы заметили, что содержание книги вызывает у ребенка сильное волнение, предложите ему вместе нарисовать иллюстрации к этой истории. Таким образом вы поможете наследнику глубже погрузиться в сказку и поучаствовать в развитии её сюжета. При этом малыш может снабдить русского богатыря автоматом Калашникова или навсегда оставить Царевну-лягушку в её зелёно-бородавчатом обличье. Пусть так и будет — настаивать на исправлении неточностей не нужно: значит, именно они необходимы для того, чтобы ребёнок избавился от эмоционального напряжения.
Во что играть
Как и сказка, игра в этом возрасте выполняет функцию «мельницы», которая перерабатывает всё значимые эмоциональные впечатления и превращает их в полезный опыт либо в приятные воспоминания. Повторяя то, что его обрадовало или напугало, ребёнок овладевает новыми впечатлениями и встраивает случившееся в свою картину мира. Кроме того, игра позволяет малышу преобразовать ситуацию: представить себя злым персонажем, победить обидчика или продлить радостное событие.
От 3,5 до 5 лет ребёнок осваивает игры с простым сюжетом. Если раньше он просто бегал по квартире с крышкой от кастрюли и играл «в водителя автобуса», то теперь ваше жилище и впрямь напоминает маршрут «Бирюлёво — Выхино» с пробкой из машинок на отрезке между письменным столом и книжным шкафом. Сюжет игры — это последовательность ситуаций, связанных между собой, поэтому не вздумайте выносить из ванной дедушкин чемодан, надеясь, что сын про него давно забыл, — вы просто не знаете, что саквояж символизирует конечную остановку, до которой ехать ещё 1 час 17 минут!
В сюжетно-ролевых играх обычно задействовано несколько персонажей, но детям младше 5 лет сложно ориентироваться в отношениях между всеми героями, поэтому они упрямо придерживаются своей линии поведения. Если понаблюдать за четырехлетками, занятыми общей сюжетной игрой, то можно увидеть, что они играют не вместе, а рядом. При этом каждый «перерабатывает» свою проблему и время от времени пытается вовлечь в этот процесс другого. Но детям ещё сложно договориться между собой, поэтому в таких играх очень важно принимать участие взрослым — ведь только они могут научить ребёнка компромиссам и уступкам.
От 5 до 6 лет
Что читать
Настало время вводить в читательское меню книги, описывающие разные стороны человеческих отношений, — на смену царевнам и драконам должны прийти мальчики и девочки, попадающие в легко узнаваемые ситуации. Подойдут «Денискины рассказы» В. Драгунского, «Пеппи Длинный чулок» А. Линдгрен, «Мэри Поппинс» П. Трэверс и т.д. Если в волшебных сказках сразу понятно, кто хороший, а кто плохой, то в книгах, где маленький главный герой то удирает от полицейских, то выливает на голову прохожим манную кашу, образы неоднозначны. После 5 лет дошкольники способны сознательно проводить параллели между своим поведением и «книжными» детьми. «А я никогда так не делаю!» или «Я бы на его месте…» — восклицают детки. Когда родители слышат подобные признания, у них возникает соблазн напомнить хвастуну, что прохожие, может, и не страдали от его каши, но собака была расстроена, обнаружив в миске манку вместо привычного корма. Делать это нужно аккуратно — чтение должно быть для ребёнка приятным времяпрепровождением, а не превращаться в «разбор полётов».
Что делать, если ребенок не любит, когда ему читают?
Предложите малышу посмотреть комиксы, в которых трудно понять содержание, не прочитав подписи под картинками.
Старайтесь, чтобы ребёнок как можно чаще видел вас — родителей — читающими. Жадность и зависть — такие же двигатели прогресса, как и любознательность.
Доверьте чтение книжек профессионалам — чаще включайте малышу аудиосказки. Выработав привычку слушать, чадо станет более благосклонно относиться и к вашему чтению.
Источник:по материалам СМИ подготовил Официальный информационный портал города Тимашевска и Тимашевского района "В Тимашевске ру" - vtimashevske.ru