Воспитание ребенка с первых дней его жизни, очень ответственный родительский процесс. Так, в настоящее время психологи социологи, политологи, психиатры пришли к выводу, что успех (и соответствующий ему уровень развития) личности определяется двумя показателями. Высокий уровень развития интеллекта IQ (память, внимание, мышление, креативность) обеспечит от 15-20% до примерно 40% успешности. Высокий уровень развития эмоционального интеллекта EQ (умение понимать чувства свои и других людей, принимать себя и других, адекватно воспринимать достоинства и недостатки) обеспечивает от 60% до 80% успеха. Вот именно поэтому школьный отличник Петя работает в фирме школьного "троечника" Васи и выполняет его распоряжения.
Ребенок приходит на этот свет с разумом чистым, как школьная доска в 6 часов утра. Чтобы на доске появились записи, родители (и общество) должны организовать соответствующие действия, которые помогут ребенку усвоить то, что человечество открыло до него и сохранило для него. Все, что становится частью внутреннего мира ребенка, было когда-то внешним. Данный процесс "присвоения" знаний называется интериоризацией. Это основной механизм усвоения знаний. Поэтому, если вы хотите иметь ребенка-лидера, будущего политика или олигарха (и быть счастливым в старости ), вы обязательно, непременно должны развивать эмоциональную сферу малыша, рассказывая о чувствах и эмоциях, о том, как их распознать, как преодолеть, как выразить (словами и делами). Учить этому нужно и мальчиков и девочек, ведь в современном обществе закрепление полоролевых стереотипов стало менее жестким, более гибким. Считается, преодолеть или сгладить противоречия 20 века в 21 век, можно только через любовь, милосердие, сострадание, сопереживание. Как же научить ребенка чувствовать? Очень просто.
Этап первый - научить понимать и называть чувства, которые испытывает ребенок. И ребенок, и его родители имеют право испытывать чувства и эмоции. Они имеют право проявлять их, говорить о них, не унижая, не оскорбляя других. Чувствовать нормально (может быть горько, больно, радостно, приятно). Ненормально, чтобы ребенок испытывал только негативные чувства и эмоции. В этом случае родители учат ребенка (может, заодно и себя) радоваться по любому поводу (дождик - хорошо, солнце - чудесно, утро - замечательно, замечательно, что есть хорошая книга, состоялся интересный разговор, радость по поводу совместной уборки, визита бабушки/дедушки).
Этап второй - понимание чувств других людей и соответствующая коррекция своего поведения. Как хорошо не только детям, но и взрослым включиться в этот процесс! Кстати, он (т.е. понимание чувств), как ничто другое, способствует сохранению психического здоровья. С детьми можно играть в "Угадайку" по дороге из садика, школы (института, офиса, фирмы). "Как ты думаешь, что сейчас чувствует этот человек? Почему? А если бы ты сейчас как он испытывал ….. то, что ты сделал бы, подумал, почувствовал? А чем ему можно помочь? А ты хотел бы помочь? Почему?" Можно порассуждать после фильма (Почему он так сказал? Из-за чего он так себя чувствовал? Баба-Яга – злая? А как нужно сделать, чтобы она стала доброй? А ты знаешь, что такое "очень люблю?").
Дорогие взрослые, заботливые родители, балующие бабушки и дедушки! Не бойтесь, если ребенок жалеет других, отдает свои игрушки. Это значит, что когда вы станете старыми и немощными, он пожалеет вас и поделится с вами своими мыслями, чувствами, теплом, любовью, деньгами. Обладая эмпатией, высокой эмоциональностью, он организует свою жизнь так, чтобы получать удовлетворение, так как действия человека определяются и разумом, и чувствами. Проявляя чуткость и отзывчивость, ребенок заведет друзей и сохранит их. Когда он станет взрослым, у него быстро завяжутся деловые контакты, фирма будет развиваться, подчиненные будут не бояться, а любить и уважать его, когда он станет шефом. Научите ребенка чувствовать, сопереживать, любить себя и других – и вы об этом не пожалеете!"
Источник: Официальный информационный портал города Тимашевска и Тимашевского района "В Тимашевске ру" - vtimashevske.ru