Новый год для россиян в наибольшей степени символизируют вовсе не Дед Мороз и даже не грохот фейерверков. По данным исследовательского центра портала Superjob, самые стойкие ассоциации с этим праздником вызывают аромат мандаринов или апельсинов, и лишь потом — еловая хвоя или блеск новогодней мишуры.
В опросе участвовала тысяча экономически активных россиян — жителей всех округов России. Говоря о том, с чем у них в наибольшей степени ассоциируется Новый год (ответов можно было дать сколько угодно), 29% уверенно сказали: с мандаринами и апельсинами. Чаще так говорили женщины (39%), чем мужчины (21%). Елка в ряду подобных ассоциаций стоит на втором месте — ее назвали 27% (каждый пятый мужчина и 35% женщин).
Каждый десятый респондент при словах «Новый год» представляет себе праздник, а также холод, мороз, снег и зиму. 8% вспоминают о подарках, столько же — об отдыхе, каникулах и выходных, без которых эти праздники отметить было бы трудно. 7% думают о своей семье, о встречах с друзьями и близкими. По 6% вспоминают о детстве или говорят, что Новый год — это, прежде всего, радость, веселье, счастье и хорошее настроение, говорится в исследовании портала Superjob.
Для каждого двадцатого (5%) Новый год — всегда некое начало, обещающее обновление и перемены. У такого же количества россиян ассоциации сугубо гастрономические — оливье или селедка под шубой в качестве традиционных блюд праздничного застолья. Также по 5% в этом рейтинге ассоциаций набрали полярные суждения — от «волшебство, чудо, праздник» до «грусть и разочарование». «Еще на один год стала старше», «Лично у меня Новый год ассоциируется с одиночеством», — говорили некоторые россияне.
4% набрала целая группа разноречивых ответов, впрочем, некоторым образом связанных между собой. Шампанское, фейерверки — и опьянение плюс похмелье. Дед Мороз со Снегурочкой — и «растраты» (скорее всего, на подарки в волшебный мешок и под елку). Есть и забавная особенность: мужчины о пагубных последствиях алкоголя говорили в шесть раз чаще дам (6% и 1% соответственно). Зато среди женщин втрое больше тех, для кого Новый год — это волшебство, чудо и праздник (9% против 3% у мужчин). Да и подарки прекрасный пол считает непременным атрибутом этого праздника чаще, чем сильная половина россиян (10% и 6% соответственно). 3% каждый раз вспоминают новогоднее обращение президента с телеэкрана и традиционные фильмы и телепередачи.
По двое из каждой сотни опрошенных связывают с Новым годом свои мечты и надежды, говорят о гостях и застолье, о суете и очередях в магазинах. Еще 12% назвали какие–либо другие новогодние ассоциации. Например, Санта–Клауса и кока–колу, получившую свой новогодний статус благодаря запоминающейся рекламной кампании. Ответы здесь были самыми разными: у одних под Новый год все время и силы отнимает годовой отчет, а другие, по их словам, каждый год на этот праздник летают в Коста–Рику.
Кого–то раздражают пробки, а другим нравится, что 1 января улицы пустынные и свободные. 8% с ответом затруднились: у них Новый год особых чувств и ассоциаций не вызывает. Но такие респонденты в явном меньшинстве: новогодний праздник, судя по ответам остальных опрошенных, остается для нас одним из самых радостных и приятных.